Ваш город

Поговорим о цвете

21 января 2016

Цвет - это наиболее трудно поддающийся познанию инструмент. Это смесь физики, психологии, семантики и даже в некоторой степени духовности. Порой невозможно сказать, что имеет в виду светорежиссер, говоря "добавьте теплоты к цвету". Мы еще можем понять смысл выражения "подогреть" лампу, или "понизить цветовую температуру", таким образом уменьшив количество "холодного света". Некоторые работники этой отрасли под "добавлением тепла" понимают улучшение качества излучения, воспользовавшись рассеивателями или чем-то другим. В других случаях режиссер может руководствоваться эмоциональной окраской, которую практически невозможно передать в виде точных команд для техника.

Еще Гете и Ньютон имели совершенно разные представления и идеи о цвете, что тут еще добавить? Проще смириться с фактом, что понимание цвета светорежиссером состоит из множества нюансов, многие из которых могут ошибочно представляться простыми, особенно когда наше видение должно соответствовать ожиданиям и восприятию публики.

Наиболее часто используемый цвет - это белый (т.е. смесь волн всех частот). Почему? Несмотря на его нейтральность и универсальность, для нас очевидно, что ярче белого ничего быть не может - мы ведь знаем, что изначально источник имеет белый свет, а для получения какого-либо цвета, он фильтруется, т.е. ослабляется. Все способы фильтрации света, включая CMY-системы в сочетании с газоразрядными лампами, имеют всем известные недостатки. Короче: вам нужна мощь? Дайте белый свет!

Говоря о светодиодных технологиях, мы стоим перед выбором метода формирования белого света - либо мы используем приборы с белыми светодиодами, либо многоцветные с выводом всех цветов. Но в любом случае наши возможности ограничены: белые источники дают лучший свет, зато многоцветные - весьма универсальны. Серьезные компании, наподобие SGM, практически всегда предлагают два варианта одной модели (например, многоцветный прожектор Q-7 RGBW и одноцветный Q-7 W). Однако, кажется разумным использовать источники белого света для создания мощного визуального воздействия, лишенного оттенков и температур. Для этого компания SGM предлагает компактный и легкий прибор полного вращения G-1 Beam с белым источником, с помощью которого можно создавать спецэффекты. Этот прибор имеет максимальное соотношение светового потока к потребляемой мощности.

Но когда речь заходит о "головах" типа Spot, все становится иначе. Давайте по-честному: мы часто злоупотребляем белым, потому что любим трафаретные лучи и призму, ведь использование системы CMY не позволяет получить такую же интенсивность. Однако система RGB, которая имеет совершенно иной принцип формирования цвета - путем добавления источников друг к другу, - в корне меняет правила игры. Достаточно увидеть работу светодиодного RGBY-прибора G-Spot, включив красный луч - уверяем, что вам не хватит гобо, призмы и фрост-фильтра, чтобы заглушить такой световой поток. Неожиданно для себя вы обнаружите хроматическую интенсивность с глубокой насыщенностью и высокой контрастностью. Это совершенно уникальный опыт - понять, что для получения четкого и мощного луча уже необязательно врубать белый свет на полную.

В поддержку этого заявления могу рассказать историю. В июле 2015 года я был приглашен в Лондон на большую встречу светорежиссеров, где мы могли увидеть в работе самые лучшие приборы полного вращения. Причем в сравнении друг с другом! Нам были представлены приборы самых престижных марок - их доставили на встречу прямо с заводов, чтобы оценка была наиболее объективной. Сравнение проводилось путем направления лучей приборов на черную поверхность с расстояния 25 метров - что может быть более объективным?

Поговорим о цвете

То, что все мы увидели, подтвердило все смелые заявление компании SGM - никакая другая "голова" не способна выдать такие яркие и насыщенные цвета, как G-Spot. Лучшими оказались все цвета - красный, синий, зеленый и даже маджента - G-Spot отображал их сочнее, чем это делали ламповые приборы мощностью 1700 Вт с 18-битным управлением. Кроме этого, G-Spot "победил" в равномерности светового пятна, насыщенности, диапазону контрастности, точности выбора оттенков и даже скорости и плавности переключения цветов/диммера!

Теперь возникает вопрос - а какова ситуация с белым светом у G-Spot? Здесь компания пришла к такому технологическому решению - система цветосмешения RGBY (где Y - желтый) в сочетании с калибровочным режимом CTC позволили получить уникальное свойство - белый свет с регулировкой температуры от 2000 К до 10000 К. Кроме этого, данная технология дополнена функцией повторной калибровки, которая корректирует параметры белого света в соответствии с деградацией светодиодов со временем. Не будем забывать, что цветовая температура газоразрядных ламп - весьма нестабильный параметр, который может самопроизвольно меняться даже в течение нескольких часов. После повторной калибровки G-Spot выдает такой же белый свет, причем вам даже не нужно заботиться о калибровочном канале - G-Spot автоматически выключает калибровку при использовании чистых цветов, и возвращает ее, когда вы переключаетесь на белый свет.

Лично мне нравится система смешения RGBY - она дает мне большую свободу выбора пастельных оттенков, которые могут быть более мягкими и теплыми, в отличие от системы RGBW. Да, я сказал "теплые"... "Теплота" всегда останется джокером в моем рукаве, пока мы все не согласимся со значением этого слова!